В современной бизнес практике можно выявить несколько различных подходов к структуризации службы compliance в организации.
На основании проведенного анализа попробуем выявить особенности каждой из систем, включая ее достоинства и недостатки.
Система 1 — Централизованная структура.
-
Один руководитель службы комплаенс несет ответственность за работу всей комплаенс функции, вне зависимости от сферы применения комплаенса.
-
Комплаенс-контролеры находятся в подчинении у менеджеров бизнес единицы) или подчиняются только руководителю службы комплаенса;
-
Руководитель службы комплаенс несет ответственность за эффективность системы комплаенс и внедрение.
-
Руководитель службы комплаенс может быть отдельной единицей, а может совмещать должность с должностью руководителя юридического отдела или финансового.
Достоинства системы:
Организация процессов и контроль результатов в одних руках – это приводит к единообразию подходов и возможности в целом контролировать эффективность системы.
Недостатки системы:
Подчинение комплаенс контролера менеджеру бизнес единицы приводит к наличию давления на контролера и, соответственно, приоритет может отдаваться не всегда тем решениям, которые будут соответствовать законам и этическим правилам, поскольку окончательное решение принимается менеджером бизнес единицы. Конфликт интересов между бизнес подразделениями и комплаенс контролерами. Удаленность комплаенс службы от интересов и понимания бизнеса.