История комплаенс в России значительно короче, по сравнению с историей в США, Великобритании и многих европейских государств.
Так, в 1999 году в Указании Банка России №603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» было дано первое определение комплаенс контроля в России:
«Комплаенс контроль — внутренний контроль за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитной организации, осуществляемых в соответствии с настоящим Указанием. Комплаенс контроль является частью системы внутреннего контроля кредитной организации».
Таким образом, Банк России стал первым регулятором в России, который обозначил статус системы комплаенс контроля.
Дальнейшее развитие связано с деятельностью иностранных организаций в России. Необходимость соблюдать требования в частности: FCPA (Foreign Corrupt Practices Act), США и SOX (Sarbanes-Oxley Act), требующих проведения специальных процедур, специальной отчетности и правил ведения бизнеса во избежание мер ответственности за стороны контролирующих органов США, а также распространение правил на контрагентов иностранных организаций в России.
Комплаенс выходит за рамки только финансовых организаций и постепенно внедряется в различных отраслях, что приводит к созданию новых единиц в корпоративной структуре.
Вступившие в силу в 2013 году изменения ФЗ РФ №273 «О противодействии коррупции», возложили на российские организации обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, что является одним из существенных элементов комплаенс.
-
определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
-
сотрудничество организации с правоохранительными органами;
-
разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
-
принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
-
предотвращение и урегулирование конфликта интересов; а также
-
недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Отсутствие в организации системы мер по предупреждению коррупции теперь свидетельствует о несоблюдении российского законодательства.
Комплаенс стал обязательным элементом деятельности любой организации в Российской Федерации.